Вы здесь

Итоги проверок органов ЗАГС на 1 полугодие 2015 года

Органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Ивановской области, государственная регистрация актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий, является комитет Ивановской области ЗАГС (далее – комитет ЗАГС), который имеет 22 отдела/филиала в городах и районах Ивановской области.

В соответствии с планом проверок органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на 1 полугодие 2015 года, утвержденным приказом Управления от 26.12.2014 № 391, Управлением проведены 4 проверки, из которых, три филиала комитета Ивановской области ЗАГС: Ильинский, Заволжский, Комсомольский районные филиалы и один отдел комитета Ивановской области ЗАГС по городу Кинешме и Кинешемскому району (далее – филиал/отдел комитета ЗАГС). Все запланированные проверки проведены в установленные сроки. Проверки носили комплексный характер: контрольная и надзорная функции осуществлялись одновременно, а также проводилось анкетирование. Проверяемый период составил три года с 2012 по 2014 г.г.

Проверочные мероприятия осуществлялись в соответствии с требованиями Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.11.2012 № 212.

Проверки проводились по месту нахождения филиалов и отдела комитета ЗАГС комиссией в составе 2-3 специалистов Управления.

По окончании проверки составлялся акт проверки, в котором отражались результаты контроля, надзора и анкетирования. Акт вручался руководителю проверяемого отдела/филиала комитета ЗАГС. Информация о нарушениях, выявленных в ходе проверки, доводилась до сведения комитета ЗАГС.

Сотрудниками всех отделов/филиалов комитета ЗАГС допускались нарушения при заполнении бланков записей актов гражданского состояния, при приеме и заполнении заявлений граждан и при совершении иных юридически значимых действий.

Выявлены нарушения положений:

- Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон);

- Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о миграционном учете);

- постановления Правительства РФ от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (далее – Постановление № 1274);

- Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 № 432 (далее – Правила);

- Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.11.2011 № 412 (далее – Административный регламент ЗАГС);

- части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

- Приказа Комитета ЗАГС от 02.04.2010 № 51 «Об утверждении Порядка учета, расходования и хранения бланков строгой отчетности» (далее – Порядок учета бланков строгой отчетности).

Среди допущенных нарушений наиболее часто встречались нарушения.

Федерального закона: в записи актов вносились исправления и изменения без составления заключения (статья 70) (Комсомольск в 2012-2014, Кинешма в 2014). В нарушение статей 71-73  составлялись заключения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния не в соответствии с заявлением; вносились исправления и изменения в запись акта не в соответствии с заключением; в материалах дел по внесению исправлений и изменений не соответствовали оригиналам, находящимся в филиале/отделе комитета ЗАГС, изготовленные специалистами копии записей актов, на основании которых вносились изменения в запись акта (Комсомольск в 2012, Ильинское в 2014).

Постановления Правительства РФ № 1274: не заполнялись обязательные для заполнения графы: «Семейное положение», «Сведения о детях, не достигших совершеннолетия», «Отношение к военной службе»; заполнялось не от имени доверителя, не содержало сведений о доверенности заявление о внесении исправления или изменений в запись акта гражданского состояния (форма № 17) (Кинешма в 2012-2014, Заволжск в 2012-2014, Комсомольск в 2012, Ильинское в 2014).

Правил: в нарушение пункта 6 Правил не указывалось полное официальное наименование суда, медицинской организации, органа ЗАГС, органа местного самоуправления, принявшего решение о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет (Кинешма в 2012-2014, Заволжск в 2012-2014, Комсомольск в 2012-2014).

В нарушение пункта 7 Правил допускалось сокращение слов, в основном в графе «Иные сведения и служебные отметки» (Заволжск в 2012-2014, Кинешма в 2012-2013, Ильинское в 2013-2014, Комсомольск в 2012).

В нарушение пункта 12 Правил записи актов составлялись не в соответствии с предъявленными заявителями документами, являющимися основанием для регистрации акта гражданского состояния (Ильинское в 2014, Кинешма в 2013).

В нарушение пункта 18 Правил не указывались сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния, реквизиты выданного свидетельства после внесения изменений, справок, не указывался номер формы справки, выданной заявителю, не соблюдался порядок внесения сведений в графу «Иные сведения и служебные отметки» (Заволжск в 2012-2014, Кинешма в 2012-2014, Ильинское в 2012-2014, Комсомольск в 2012 и 2014).

В нарушение пункта 58 Правил выдавались повторные свидетельства о рождении с данными отсутствующими в записи акта о рождении (Кинешма в 2012-2014, Комсомольск в 2012 и 2014).

Порядка учета бланков строгой отчетности: в нарушение пункта 6 Книга учета бланков строгой отчетности не была прошита, не скреплена печатью и не заверена подписью руководителя, не были указаны реквизиты актов о списании, отсутствовали подписи руководителя филиала о расходовании бланков свидетельств, допускались подчистки корректирующей жидкостью (штрих), неоговоренные и незаверенные подписью руководителя и печатью исправления (Ильинское в 2012-2014, Заволжск в 2012-2014, Кинешма в 2013-2014, Комсомольск в 2012).

В Книгах учета прихода-расхода бланков строгой отчетности (свидетельств различных видов) не заверялись подписью руководителя филиала отметки о том, что свидетельство испорчено, не проставлялся номер, дата акта, дата уничтожения испорченного свидетельства (Ильинское в 2012-2014, Заволжск в 2012-2014, Комсомольск в 2012-2014, Кинешма в 2013- 2014).

Выявлены типичные нарушения в конкретных филиалах и отделах комитета ЗАГС.

В Заволжском районном филиале и отделе по городу Кинешме и Кинешемскому району комитета ЗАГС выявлено нарушение статьи 33 Федерального закона, пунктов 25, 61 Административного регламента ЗАГС: при подаче заявления о расторжении брака требовалось предъявление свидетельства о расторжении брака, которое впоследствии изымалось и хранилось в структурном подразделении комитета ЗАГС, до регистрации расторжения брака или до востребования заявителями в случае неявки их на регистрацию расторжения брака.

В отделе по городу Кинешме и Кинешемскому району комитета ЗАГС в нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона выдавались повторные свидетельства лицам, не имеющим права на получение документа, в нарушение пункта 2 Правил записи актов производились неразборчивым почерком.

В Заволжском районном филиале комитета ЗАГС в нарушение пункта 2 статьи 73 выдавались повторные свидетельства на основании измененных записей, в нарушение пунктов 33-34 Правил в графе ««Выдано свидетельство» записи акта о расторжении брака не указывались реквизиты выданного первичного свидетельства о расторжении брака, отсутствовала подпись заявителя, не присутствовавшего на регистрации расторжения брака, и явившегося за получением свидетельства позже.

В Комсомольском районном филиале комитета ЗАГС в нарушение пункта 3 статьи 6 Федерального закона не вносились в графу «Место рождения» сведения о месте рождения умершего; в нарушение пункта 67 Административного регламента ЗАГС не заполнялись или заполнялись не в соответствии с содержанием графы Журнала учета заявлений о внесении изменений, исправлений, дополнений в записи актов гражданского состояния «Сущность просьбы: какие изменения, дополнения и исправления, в какую запись, где, когда и каким органом загса составленную просит внести заявитель», «Отметка об исполнении: когда внесены изменения, дополнения и исправления, в какую запись, номер и дата записи; когда, за каким номером и в какой орган ЗАГСа направлены материалы по изменению, дополнению и исправлению записи».

Выявлены единичные нарушения.

Федерального закона: отсутствие подписи одного из заявителей при регистрации расторжения брака, запись акта подписана специалистом, не составлявшим запись, запись акта не подписана руководителем органа ЗАГС (пункт 3 статьи 7); при регистрации рождения внесены сведения о национальности матери при отсутствии ее желания (пункт 1 статьи 22); в соответствующие графы не внесены сведения о бывшем супруге, не указаны серия и номер выданного свидетельства (пункт 1 статьи 35); дополнены сведения о бывшем супруге на основании доверенности, не содержащей соответствующих полномочий (статья 35); не вносились сведения в графы записи акта о расторжении брака в соответствии с ее содержанием (пункт 1 статьи 37); при рассмотрении заявления физического лица вынесено заключение о внесении исправлений в запись акта о рождении другого лица и исполнено заключение, выдано свидетельство заявителю (пункт 1 статьи 69, статьи 72-73); вместо внесения изменений составлена новая запись акта (статья 73),  не скреплены печатью и/или подписью актовые книги (пункт 1 статьи 76).

Федерального закона о миграционном учете: не сообщены в УФМС сведения о смерти иностранного гражданина (часть 5 статьи 8) (Ильинское в 2014).

Налогового кодекса (часть вторая): заявителем-физическим лицом не уплачена государственная пошлина за внесение изменений (статьи 333.17, 333.18), не освобождено от уплаты государственной пошлины физическое лицо в случае дополнения места рождения ребенка, если данные сведения не предусматривались формой записи акта (пункт 2.2. статьи 333.27), не освобождено от уплаты государственной пошлины физическое лицо за внесение изменений и выдачу свидетельства в связи с ошибкой органа ЗАГС (пункт 1 статьи 333.39).

Правил: в записях актов месяц рождения написан цифрами, отсутствует год при указании даты внесения изменений (пункт 3); в графе «Место жительства» записи акта сведения указаны с нарушением последовательности (пункт 4); графы записи акта заполнены не в соответствии с представленным заявителем документом (пункт 5); в графе «Руководитель органа записи актов гражданского состояния» стоит подпись лица, не производившего регистрацию (пункт 8); в записях актов нечитаемы оттиски печатей (пункт 9); место жительства матери указано не в соответствии с предъявленными заявителем документами (пункт 12);   

По результатам проведения плановых проверок вынесены 2 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства: отделу по городу Кинешме и Кинешемскому району и Заволжскому районному филиалу. Отделом по городу Кинешме и Кинешемскому району предписание исполнено в установленный срок. Срок исполнения предписания Заволжскому районному филиалу установлен до     14 августа 2015 г.

Результаты проверок свидетельствуют о том, что в основном государственная регистрация актов гражданского состояния, осуществляемая отделом и филиалами комитета ЗАГС, соответствует требованиям федерального законодательства, регулирующего эту сферу деятельности, однако, в проверенных филиалах и отделе комитета ЗАГС имеются отдельные нарушения законодательства и недостатки в работе.

Проведенные Управлением проверки показали, что причинами, способствующими возникновению выявленных нарушений и недостатков, препятствующих эффективному выполнению задач по государственной регистрации актов гражданского состояния, являлись: невнимательность работников филиалов и отдела комитета ЗАГС при регистрации актов гражданского состояния и несоблюдение в полной мере требований федерального законодательства при государственной регистрации актов гражданского состояния.

В целях недопущения в работе выявленных нарушений филиалам и отделу комитета ЗАГС предложено: неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при государственной регистрации актов гражданского состояния и принять меры к устранению нарушений и недопущению в дальнейшем нарушений, аналогичных нарушениям, выявленных в ходе проведенных проверок.

При проведении проверок проводилось анкетирование граждан с целью получения полной и достоверной информации по оценке заявителями деятельности отделов/филиалов комитета ЗАГС при предоставлении государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния, изучения уровня удовлетворенности граждан объемом предоставляемой информации, доступностью и качеством предоставляемых государственных услуг. В анкетировании приняли участие 82 человека. Все респонденты полностью удовлетворены качеством предоставления государственных услуг филиалами и отделом комитета ЗАГС, в который они обратились.

13 июля 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).