Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций некоммерческих организаций за 2018 год

Федеральными законами от 12.01.1996 № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 08.08.2001 № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций, устанавливаются определенные требования к документам, представляемым заявителями для государственной регистрации.

В результате анализа поступивших в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее - Управление) документов для государственной регистрации некоммерческих организаций выявлен ряд типичных ошибок и нарушений при их подготовке, которые можно разделить на четыре группы: 

1)      Ошибки, допускаемые заявителями при заполнении форм документов;

2)      Ошибки, допускаемые заявителями при оформлении протоколов;

3)      Нарушения, допускаемые в учредительных и иных представленных для государственной регистрации документах;

4)      Ошибки, допускаемые заявителями при оформлении документов для государственной регистрации.

 

I . Ошибки, допускаемые заявителями при заполнении форм документов.

С 4 июля 2013 года для государственной регистрации некоммерческих организаций применяются новые формы документов, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган  при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

1)                 в нарушение абзаца 1.1 раздела IТребований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012                N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», заполнение заявлений осуществляется не заглавными, а строчными (прописными) буквами.

2)                 в нарушение абзацев 2.1 – 2.4 раздела «Наименования адресных объектов» Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» неверно указывается наименование района («район» вместо «р-н»), города («город» вместо «г»), улицы («улица» вместо  «ул»);

3)                 допускаются ошибки при заполнении кодов видов экономической деятельности, а именно:

-                   с 11 июля 2016 года при указании видов экономической деятельности в формах заявлений для государственной регистрации некоммерческих организаций подлежит использованию Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Однако при заполнении кодов видов экономической деятельности указываются коды по Общероссийскому классификатору кодов видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), утратившему силу.

-                   в нарушение п.2.16.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, при создании организации при заполнении листа «И» заявления «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» в разделах 1 и 2 указывается менее четырех цифровых знаков.

-                   при создании фонда, в листе «И» заявления при создании не указывается соответствующий фонду основной вид экономической деятельности, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).

-                   виды экономической деятельности не соответствуют целям создания, которые указаны в Уставе организации.

4)                 в нарушение абзаца 1.11 раздела IТребований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012                  N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» заявители представляют  незаполненные листы приложений к заявлению, листы приложений к заявлению, которые не содержат изменений либо содержат противоречивые данные.

 

II.   Ошибки, допускаемые при оформлении протоколов

1)                 в нарушение пункта 42 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455 , в протоколе, представляемом для государственной регистрации некоммерческой организации не указываются сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления.

2)                 протокол общего собрания учредителей не соответствует требованиям п.3 ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в части отсутствия в нем сведений о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица при указании в уставе организации приносящей доход деятельности.

3)                 в нарушение части 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют сведения о времени проведения собрания, а также о лицах, проводивших подсчет голосов.

4)                 в представленных решениях общего собрания при создании организации отсутствуют сведения об избрании ревизора, наличие которого предусмотрено в Уставе организации, что является нарушением п.п. 3 п.5 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

5)                 представленные документы на создание фонда не содержат сведений о приглашении граждан для включения в члены Попечительского совета, и их согласия об этом, что противоречит Уставу.

6)                 при оформлении выписки из протокола не учитываются общие требования к оформлению протокола, содержащиеся в ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

III. Нарушения, связанные с наличием в учредительных и иных представленных для государственной регистрации документах.

1)                 В уставе некоммерческих организаций не разграничены исключительная и общая компетенция высшего органа управления организации, что противоречит требованиям                      ст. 29 7-ФЗ.

2)                 В уставе не определен или определен неверно порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, что является нарушением пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996                 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией (единогласно или квалифицированным большинством голосов) устанавливается учредительными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме этого, необходимо определить, каким именно квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/4 и т.п.) принимаются решения по вопросам исключительной компетенции высшего руководящего органа управления.

3)                 В уставе автономной некоммерческой организации не предусмотрен порядок осуществления надзора учредителей за ее деятельностью, что не соответствует ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которой порядок осуществления учредителями надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации должен предусматриваться ее учредительными документами.

4)                 В нарушение пункта 4 статьи 26 Закона об образовании Устав образовательной организации не содержит положений в части  формирования коллегиальных органов управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации, педагогический совет.

5)                 Порядок использования имущества при ликвидации некоммерческих организаций в уставе не соответствует пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ                           «О некоммерческих организациях».

6)                 В нарушение пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в наименовании некоммерческой организации не содержится указание на организационно-правовую форму или территориальную сферу деятельности, или содержатся сведения о двух организационно-правовых формах. Наименование некоммерческой организации должно иметь указание на характер ее деятельности, а также на организационно-правовую форму организации (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Кроме того, наименование общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельность (ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях»)

7)                 При создании некоммерческого фонда в пунктах Устава закреплена возможность реорганизации, что нарушает п. 3 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

8)                 Права и обязанности членов организации, указанные в пунктах устава, не в полной мере соответствуют правам и обязанностям участников корпорации, закрепленным в пунктах 1 и 4 ст. 65.2 ГК РФ.

9)                 В нарушение п. 4 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации единоличный исполнительный орган составляет более одной четверти состава коллегиального органа управления и (или) является его председателем.

10)             В Уставе образовательного учреждения  предусматривается создание несколькими учредителями, что является нарушением п.2 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.

11)             В уставе некоммерческой организации предусматривается осуществление «иных видов деятельности» Данное положение противоречит нормам статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческих организаций, которые предусмотрены уставом. Перечень видов предпринимательской деятельности для некоммерческих организаций закреплен в пункте 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», это приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации; приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Осуществление иных видов деятельности для некоммерческих организаций действующее законодательство не предусматривает. В связи с чем, устав некоммерческой организации должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности некоммерческой организации.

12)             Имеют место разночтения в наименовании некоммерческой организации, а также руководящих органов, приводимые в уставе, заявлении о государственной регистрации и других документах, а также противоречия между собой пунктов учредительных документов.

13)             в нарушение статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину оплачивает не уполномоченное на это действие лицо. Заявители указывают неправильные реквизиты при заполнении платежных документов об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации  и изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Основная ошибка – неверное указание кода бюджетной классификации (КБК).

 

IV. Ошибки, допускаемые заявителями при оформлении документов для государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455, статьей статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в 2-х экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах. В нарушение этого требования, документы для государственной регистрации представляются в Управление в одном экземпляре. В нарушение установленных требований, документы не прошиваются, листы не нумеруются, количество листов не подтверждается подписью заявителя, на обороте последнего листа на месте прошивки.

 

 

18 июня 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).