Вы здесь

Легализация и проставление апостиля

Документы, составленные официальными органами Российской Федерации и предназначенные для использования за границей, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено положениями международных договоров, отменяющих процедуру легализации, участниками которых являются Россия и государство, на территории которого эти документы будут использоваться.

Легализация – это подтверждение того, что документ, исходящий от властей государства или составленный при участии этих властей, соответствует законодательству этого государства.

В целях упрощения процесса признания иностранных документов в 1961 году в городе Гааге была подписана Конвенция, отменяющая требование консульской легализации иностранных документов путем проставления апостиля.

Апостиль – это специальный штамп, который в соответствии с Гаагской Конвенцией об отмене требований легализации официальных иностранных документов, заключенной 5 октября 1961 года, проставляется на официальных документах и нотариально заверенных копиях документов, предназначенных для представления в учреждения, организации и официальные органы государств – участников Гаагской Конвенции. Он проставляется по просьбе любого предъявителя документа, непосредственно на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом и не требует дальнейшего дополнительного заверения или легализации. Апостиль удостоверяет подлинность подписи лица, подписавшего документ, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае – подлинность печати или штампа, которыми скреплен документ.

Гаагская Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. В качестве официальных документов рассматриваются: 1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы из прокуратуры, от секретаря суда или судебного исполнителя; 2) административные документы; 3) нотариальные акты; 4) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем Гаагская Конвенция не распространяется на: 1) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами; 2) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Для указанных видов документов предусмотрена специальная процедура легализации, которая осуществляется только в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. После такой легализации документ должен быть заверен в консульстве той страны, на территории которой планируется применение этого документа.

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Закона СССР от 24.06.1991 N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу" вывозу и пересылке не подлежат трудовые книжки, военные билеты и удостоверения личности.

В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Гаагской Конвенции проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. Например, Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, участниками которой помимо России являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина освобождает от каких-либо удостоверительных процедур документы, изготовленные или засвидетельствованные на территории одной из Договаривающихся Сторон, и принимаемые на территории другой. Не требуют легализации или проставления апостиля в силу двусторонних соглашений официальные российские документы, направляемые, например, в Латвию, Литву, Эстонию, Болгарию, Чехию и ряд других стран.

В соответствии со статьей 6 Гаагской Конвенции каждое договаривающееся государство само определяет и назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля. В перечень органов Российской Федерации, уполномоченных проставлять апостиль на самом широком спектре документов, входят Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации проставляют апостиль:

- на официальных документах, исходящих от территориальных органов федеральных государственных органов, за исключением случаев, когда они сами наделены полномочиями по проставлению апостиля, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (кроме органов записи актов гражданского состояния), конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов и мировых судей, действующих в субъекте Российской Федерации;

- на нотариально удостоверенных (засвидетельствованных) в установленном порядке копиях официальных документов, исходящих от федеральных государственных органов, их территориальных органов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- на официальных документах, исходящих от нотариусов, должностных лиц, уполномоченных законодательными актами Российской Федерации совершать нотариальные действия;

- на нотариально удостоверенных (засвидетельствованных) в установленном порядке документах, исходящих от физических и юридических лиц.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации проставляют апостиль на вышеуказанных документах, при условии их исполнения в субъектах Российской Федерации, на территории которых действуют эти территориальные органы.

Проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу является государственной функцией, которая исполняется в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным Приказом Минюста РФ от 29.10.2010 N 321.

В соответствии с Административным регламентом срок исполнения государственной функции по проставлению апостиля, не должен превышать 3 рабочих дня со дня представления документов. В случае необходимости истребования образца подписи и сведений, подтверждающих полномочия на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребования образца оттиска печати органа государственной власти, нотариуса, должностного лица, уполномоченного законодательными актами Российской Федерации совершать нотариальные действия, органа местного самоуправления и иных лиц, от которых исходит официальный документ, не должен превышать 30 рабочих дней.

За проставление апостиля взимается государственная пошлина. Размер и порядок уплаты государственной пошлины установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области, как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, проставляет апостиль на документах, исполненных на территории Ивановской области. Прием заявителей для проставления апостиля осуществляется по адресу: 153003, г. Иваново, ул. Багаева, д. 27, кабинет 304, тел.: (4932) 30-49-74, 30-49-83, e-mail:ru37@minjust.ru.

12 декабря 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).